Железнодорожный башмак используется для предотвращения самопроизвольного движения, торможения, фиксирования вагонов ж/д транспорта и прочих категорий состава. Данные технические устройства широко распространены на сортировочных путях, на грузовых станциях и подъездных путях для предотвращения неконтролируемых и аварийных ситуаций. С их помощью обеспечивается безопасность и удобство контролированного затормаживания состава. По конструкции выделяют горочные, накаточные, сбрасывающие башмаки.
Башмак представляет собой тормозное средство, которое подкладывается под колеса состава. Конструкция включает в себя несколько основных элементов:
Заходная часть тормозного башмака заострена, что позволяет колесу беспрепятственно закатываться на полоз. Тормозная накладка имеет острый скос или закругление, чтобы препятствовать дальнейшему качению колесной пары. После остановки колеса башмак начинает скольжение вдоль рельса. Постепенное торможение позволяет избежать удара колеса о тормозную накладку, и тем самым предотвращает его повреждение.
Тормозные башмаки изготавливаются из марок стали не ниже 15 Л. Что обеспечивает надежность и долговечность конструкции. Тормозная накладка фиксируется на подошве при помощи заклепок или сварным способом.
Тормозные башмаки устанавливаются под каждое колесо колесной пары, т.е. на каждую рельсовую нитку друг напротив друга. В результате оба колеса колесной пары должны одновременно начать торможение.
Тормозные башмаки могут использоваться в следующих целях:
Когда состав или вагон ставится на стоянку, подвижной состав протягивают, чтобы колеса обязательно наехали на подошву башмака. В противном случае тормозное средство может быть изъято по случайности или украдено. Если же нет возможности закатить колеса на подошву, необходимо использовать башмаки со специальными приспособлениями, позволяющими фиксировать их на рельсах.
Запрещается устанавливать тормозные башмаки в следующих ситуациях: